Проблемы подросткового возраста
Марина Владимировна Гордейчук - семейный психолог, сотрудник Медицинского центра "СПАС".
Подростковый возраст - это возраст противоречий. Ребёнок начинает ощущать своё взросление и хочет побыстрее проявить себя как взрослый, а как - не знает. Можно сравнить этот период с переходом по подвесному мостику, который качается. Сзади - детство, беззаботное, когда ещё почти ни за что не отвечаешь, но при этом должен всё время слушаться, подчиняться..,и вообще - много чего нельзя! Впереди маячит взрослая жизнь, в которой можно самостоятельно принимать решения, пробовать что-то новое, но - нести ответственность за свои слова и поступки! Вот подросток и качается вместе с мостиком вперёд - назад. И ему, конечно, очень хочется много чего попробовать, при этом не отвечая за последствия.
Задача родителей в этот период - постараться стать старшим другом. Дружба - это прежде всего доверие и искренность. Очень важно сохранять эти ценности в отношениях с детьми.Основные противоречия подросткового возраста:
1) между поиском авторитета и его отрицанием. Хочется посоветоваться, а с кем - не знает. Учащаются конфликты с родителями, которые чреваты либо уходом подростка из дома, либо, наоборот, внешним подчинением ребёнка (лишь бы отстали!) и потерей его доверия по отношению к старшим.
2) Противоречие между возникающим интересом к противоположному полу и отрицанием этого интереса. Внешнее безразличие или уничижительные отзывы о тех, с кем её недавно легко и просто дружил(а). Как правило, именно в это время растёт интерес к собственной внешности и страх выглядеть некрасивым.
3) Противоречие между желанием как-то проявить себя, выделиться и "стадным" чувством, стремлением быть "как все" (чтобы не стать предметом насмешек).
4) Противоречие между ранимостью и внешней грубостью. Подростковое хамство - это часто попытка защититься, скрыть свою растерянность.
Задача родителей (повторюсь): проявляя искренний интерес к сыну или дочери, постараться стать для него настоящим другом (который имеет право не одобрять абсолютно всего, высказывать своё мнение, и при этом быть готовым оказать поддержку).
Лучший вариант работы - это сотрудничество школьного и семейного психолога. Школьный психолог лучше знает подростка, учителей, взаимоотношения с одноклассниками. Он подготовлен именно для работы со детьми разных возрастов. А семейный психолог должен работать именно с родителями, потому что, к сожалению, мы часто повторяем именно родительский сценарий в воспитании своих детей.
Основная цель наших встреч с родителями на школьных собраниях - повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей. Это - одно из важнейших условий успешной профилактики девиантного поведения подростков. У подростков причины такого поведения - это всегда недостатки воспитания, в первую очередь. Как правило, родители не справляются с задачами воспитания не потому, что они - плохие люди, а потому что просто не знают, как правильно. Когда нет знаний, нет понимания причин конфликтов между детьми и взрослыми и, соответственно, их последствий. Кого учили быть родителем?
Поэтому на общих встречах (род.собраниях) им рассказывается что-то общее - закономерности развития ребёнка, степень влияния семьи на формирование личности, основные противоречия подросткового возраста и т.п.
А затем, в кабинетах мотивации и профилактики, на индивидуальных консультациях рассматривается проблема отдельно взятой семьи и даются конкретные рекомендации.
Все консультации анонимны. Обращайтесь, Вам всегда помогут в нелегком труде - быть родителем!!!